Что главное в работе с молодежью?

18 июля 2016  01:00 Отправить по email
Печать

Молодежная политика – это деятельность государства по социализации молодежи, то есть по её полноценному вхождению в общество. Для этого осуществляются усилия по формированию у молодежи качеств и позиций, необходимых обществу, и деятельность по формированию среды, в которой молодежь могла бы наиболее эффективно взаимодействовать с обществом, одновременно принося пользу обществу и самореализуясь. Молодежную политику можно разбить на две сферы: воспитательную – формирование у молодежи необходимого для общества мировоззрения и социальную – формирование таких институтов, которые дали бы молодежи возможность стать полезной частью общества. Эти сферы тесно связаны: без мировоззрения никакие институты не смогут сделать человека полезной частью общества, а без институтов выработанное мировоззрение будет постоянно опровергаться жизнью и очень быстро рухнет.[1]

В советское время о молодежной политике много писали и говорили. Существовал мощный общественный институт, отвечающий за молодежную политику – ВЛКСМ. (Причем молодежная политика воспринималась именно как политика, а не как часть образовательного процесса). Но уже в советское время молодежная политика была оттеснена на периферию. Считалась, что наша система агитации и пропаганды автоматически формирует у наших людей правильное мировоззрение, а справедливое социалистическое общество – все необходимые условия для вхождения молодого человека в это общество.

Либеральная революция 90-х похоронила молодежную политику. Формирование мировоззрения отрицалось, как ограничение человеческой свободы. Строительство социальных лифтов считалось излишним – в условиях свободы каждый добьется того, чего достоин.

В XXI веке молодежная политика начала возрождаться. Но недостатки позднесоветской молодежной политики не исчезли, а только усилились. Формирование мировоззрения стало функцией системы образования,[2] у которой совершенно другие задачи, в условиях оптимизации этой системы нет возможности заниматься еще и воспитанием. Из всех видов социальных лифтов существует только политический лифт (молодежные подразделения партий), да и тот не сильно развит. Формирование среды свелось к строительству материальных объектов: стадионов, молодежных клубов, и так далее. И это лучше, чем ничего. Но ждать от такой политики серьезного эффекта не стоит. Хотя бы потому что воспитание и социальные институты не связаны друг с другом.[3] В результате воспитанное мировоззрение и действительность, если и не противоречат друг другу – как в советское время, то явно и не совпадают друг с другом. Так что до полноценной молодежной политики ещё очень далеко.

Для России молодежная политика является важнейшей сферой. Молодежь – это те, кто завтра станут взрослыми. И от того, какими они станут, во многом зависит, каким будет это завтра. Поэтому можно утверждать, что молодежная политика – это один из немногих реальных способов прямого воздействия на будущее. И для нас, страны развивающейся, идущей из прошлого в будущее, эффективная молодежная политика – это необходимое условия успешного развития страны.

И это понимаем не только мы. Очевидно, что информационная война против России продолжается. Основной общественной группой, на которую нацелена атака, стала молодежь. И это естественно. В информационной войне главное – изменить мировоззрение противника, победить чужую идеологию, вытеснить её и заменить своей. Мировоззрение взрослого человека изменить извне довольно трудно. Оно базируется на житейском опыте. Мировоззрение молодого человека только формируется, его не нужно переделывать, его можно создать. Молодежь – это те, кто завтра станут взрослыми, а значит, сформировав у молодежи нужное мировоззрение, можно без единого выстрела взять будущее страны под контроль. Так что эффективная молодежная политика – условие не только развития, но и выживания России.

Но какой должна быть эта эффективная политика?

Как всякая молодежная политика, она должна состоять из двух взаимосвязанных частей: мировоззрения и институтов.

Молодежь не просто будет жить в будущем, она уже сейчас в нем живет. Для молодого человека настоящее – преддверие будущего. Все усилия он прикладывает именно к строительству своего будущего. Поэтому самое эффективное мировоззрение для него –образ будущего, т.е. общая картина развития страны и общества (именно такую картину у нас обычно считают мировоззрением). Но в эту картину включены возможные для молодого человека социальные роли и совершенно конкретные пути получения этих ролей. Именно такое единство общего и конкретного делает образ будущего эффективным. Четкость путей достижения превращает мировоззренческую конструкцию в личный план действий молодого человека – делает эту конструкцию личной ценностью человека. Именно за образ будущего и борется молодой человек. Именно отсутствие такого образа порождает у него мировоззренческую пустоту и противопоставляет его обществу.[4]

И институциональная часть должна создавать хотя бы минимальные зачатки возможности реализации такого образа.[5]

Конечно, предложить образ будущего, который будет органичен для современной жизни, и в который при этом молодежь смогла бы поверить, очень трудно. Но, как показывает история, другого пути у нас нет.

Так что сегодня мы должны создать такой образ, и, что гораздо труднее, соответствующие ему институты.


[1] Если мы не создадим институт социального лифта, мы можем воспитать молодежь в идеалах служения обществу, но не дадим ей возможности реализовать эти идеалы. И так мы эти идеалы только дискредитируем.

[2] Недаром молодежная политика, в конце концов, оказалась в системе министерства образования.

[3] Мы вырабатываем мировоззрение служения обществу и государству, но не предлагаем инструментов этого служения.

[4] Значение образа будущего показывают два исторических примера. В СССР двадцатых жилось тяжело, но у молодежи был образ будущего, она знала, куда идет страна, и видела свое место в будущем, и свой путь к будущему, поэтому она превратилась в локомотив преобразований. Франция конца шестидесятых жила очень сытно и спокойно, так спокойно, что не интересовалась будущим. Молодежь, не видя образа будущего, то есть своего будущего, превращалась в противника не только власти, но и общества. Результат: студенческое восстание в Париже.

[5] Если к примеру ключевым в образе является образование(как это было в 50-х – 60-х годах в СССР), то должны быть гарантии для получения образования.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть