Русофобскому режиму в Киеве будет непросто привлечь Москву к использованию ГТС Украины

Для продолжения транзита российского газа в ЕС по ГТС Украины необходимо наконец-то заняться этой самой системой, полагает эксперт ИА REX
30 июня 2016  13:11 Отправить по email
Печать

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что такие проекты, как «Северный поток — 2», угрожают безопасности Евросоюза, и предложил использовать для транзита газа мощности Украины, сообщает «Укринформ».

По его словам, «Северный поток — 2» может быть угрозой энергетической независимости ЕС из-за монополизации поставщика. «Задача сегодня — диверсификация. И мне кажется, надо максимально использовать возможности Украины. Мы это предлагаем и на этом настаиваем», — сказал Гройсман.

Вот как прокомментировал заявление украинского премьера доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН Константин Курылев:

"Заявление украинского премьер-министра В. Гройсмана, чью должность иначе как должностью камикадзе и не назовешь, комментировать сложно, не являясь медицинским работником. На кого рассчитаны подобные слова, очевидно на не осведомленную или осведомленную в неверном ключе (читай распропагандированную) о реальном состоянии дел публику, коей хватает на сегодняшней Украине.

Предлагать ЕС и далее использовать украинскую территорию для транзита газа вместо «Северного потока-2», конечно, можно. Нужно лишь немного постараться и 1) убедить Россию и далее транспортировать свой газ в ЕС по украинским трубам. Думается, что сделать это будет нелегко, так как задача избавиться от украинского транзита и отвязаться от ГТС Украины (газотранспортной системы) Россия предпринимает уже давно. Начав данный процесс еще при президенте В. Ющенко, Москва продолжила такую же политику при президенте В. Януковиче, и нет оснований полагать, что при нынешнем откровенно антироссийском и русофобском режиме в Киеве Россия передумает и свернет с пути. А другого сырья, кроме российского, для транспортировки по украинской ГТС нет и не будет.

2) Для продолжения транзита российского газа в ЕС по ГТС Украины необходимо наконец-то заняться этой самой системой. Что она собой представляет. Это сложный объект и важная составная часть бывшей Единой системы газоснабжения СССР. ГТС Украины включает 72 компрессорные станции и 13 подземных газо­вых хранилищ. Пропускная способность системы составляет 290 млрд. куб. м на входе и 170 млрд. куб. м на выходе, что позволяет Украине играть лидирующую роль в транзитных по­ставках российского природного газа в Центральную и За­падную Европу. Крупнейший из газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород. Важное место в украинской газотранспортной системе занимает сеть подземных хранилищ газа (ПХГ) с общим объемом 30 млрд. куб. м, состоящая из 4 комплексов (Западно-украин­ский [Прикарпатский], Донецкий, Южно-украин­ский, Киевский). ПХГ используются для сглажи­вания как пиковых, так и сезонных неровностей в потребле­нии газа. Связанные в единую систему сетью газопроводов, ПХГ обеспечивают высокую надеж­ность функционирования всей ГТС, гарантируют бесперебойность как поставок газа внутренним потребителям, так и транзита российского газа в Европу.

Проблема состоит в том, что с момента распада СССР никто на Украине не занимался проблемой модернизации «трубы». Еще в 2009 г. проводилась инвентаризация ГТС, которая показала, что около 70% общей длины газопроводов и около 80% газоперекачивающие агрегаты (ГПА) компрессорных станций отработали более 20 лет. 85% оборудования, машин, сооружений основного и вспомогательного производства, 5% газопромышленного оборудования, 62% скважин, а также 84% специальных машин и механизмов уже отработали половину своего ресурса. В результате, сегодня транзит российского газа идет по трем украинским трубам: одной из них около 40 лет, второй – 30 лет, третьей – около 27 лет. Через пять лет и эта самая «молодая» украинская труба достигнет срока, когда понадобится ее полная замена. Чтобы сохранить транзит на текущем уровне, Украине понадобятся инвестиции в ГТС по скромным подсчетам около 5-7 млрд. долларов. Правительство Украины еще при В. Януковиче оценивало модернизацию и реконструкцию ГТС в 2,57 млрд. долларов. В 2011 г. британская компания Mott MacDonald предоставила расчеты, согласно которым модернизация ГТС Украины обойдется минимум в 4,8 млрд. долларов за семилетний период. Денег в те годы не нашлось.

У пришедших к власти в результате государственного переворота в феврале 2014 г. политиков были надежды, что в новых исторических условиях ситуация изменится и благоволящая заграница им поможет. Поэтому президент Украины П.А. Порошенко еще в сентябре 2014 г. подписал закон о реформировании ГТС страны, делающий возможным ее передачу компаниям с участием США и стран ЕС. Новый закон Украины устанавливал, что ГТС и ПХГ остаются в собственности государства. Но их теперь можно передавать в управление специально созданным компаниям.

Было предусмотрено, что в этих управляющих компаниях государство получит контрольный пакет. Компании из США и ЕС приобретут право получить в них пакеты акций до 49%. Планировалось создание двух компаний, обслуживающих ПХГ и ГТС Украины. Обе с участием американских и европейских партнеров. Создание компании-оператора украинской ГТС и ПХГ с привлечением компаний из стран-членов ЕС и США должно было позволить наряду с модернизацией ГТС и увеличением ее капитализации, противодействовать строительству обходных газопроводов. При этом участие российской стороны в проекте было запрещено.

Прошло почти два года и выстроившихся в очередь инвесторов в модернизацию ГТС Украины, очевидно, наблюдает в своем воображении лишь украинский премьер-министр В. Гройсман. Стоимость украинской «трубы» с каждым годом стремится к нулю, а ее модернизация дорожает. Найдутся ли инвесторы с учетом известных рисков. Не думаю. Вполне может сложиться так, что газотранспортная система Украины в обозримом будущем будет представлять интерес лишь в чисто археологическом смысле".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть