Война в Йемене позволяет США сдерживать Китай, Иран и Саудовскую Аравию

История конфликта
14 мая 2016  20:11 Отправить по email
Печать

Гражданская война в Йемене – результат классического военного переворота, организованного шиитскими повстанцами против власти президента А. Хади, который опирается на суннитские районы страны и боевиков «Аль-Каиды». Наряду с Украиной, Йемен превратился в государство, где за последние годы дважды произошла смена режима – в 2011 г. и в 2015 г. В первом случае был свергнут президент А. Салех, а во втором – А. Хади. Уже в январе 2015 года стало очевидно, что хуситы готовы установить власть на территории всей страны. 21 января президент и хуситы достигли предварительного соглашения о прекращении огня. Стороны согласились переписать текст конституции, превращающей Йемен в федеральное государство, представив в институтах власти все группы населения, в том числе и хуситов. Однако на следующий день подал Хади подал прошение об отставке. Как сообщает агентство Sputnik, председатель палаты депутатов Йемена призвал провести экстренное заседание для рассмотрения прошения президента страны об отставке и голосования по нему 24 января, но заседание так и не состоялось. Члены правительства также объявили президенту о своей отставке.

В отличие от февральских событий 2014 г. на Украине, когда В. Янукович был вынужден покинуть страну под давлением вооруженной оппозиции, США в йеменском вопросе поступили иначе. Спустя сутки после отставки Хади, Белый дом принял решение о замораживании «контртеррористической операции» против йеменской «Аль-Каиды». Чтобы противостоять хуситам, администрация Б. Обамы пошла на неформальный тактический альянс с суннитскими племенами и террористами, для «борьбы» с которыми Вашингтон потратил за пятнадцать лет более $1,5 трлн из федерального бюджета.

Военно-воздушная операция Саудовской Аравии, начатая в ночь с 25 на 26 марта 2015 года, переносит очаг конфликта к периметру её границ, где разворачивается не только политическая, но и экономическая драма. На кону стоит контроль над Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом, через которые саудовское королевство экспортирует часть своей нефти в Европу и Азию. Поэтому суннитские монархии Персидского залива восприняли взятие Адена шиитами как сasus belli (повод к войне). Президент Йемена А. Хади попросил Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «предоставить всю необходимую помощь, в том числе осуществить военную интервенцию для защиты Йемена и его народа от продолжающейся агрессии со стороны хуситов», передаёт ИА REGNUM. Королевская семья отреагировала мгновенно.

Вступив в йеменский конфликт, Саудовская Аравия спровоцировала рост нефтяных фьючерсов на 6%, что неизбежно подрывает многомесячную стратегию ОПЕК по сохранению доли на мировом рынке нефти за ближневосточными участниками картеля. «Буря решимости» — именно так называется саудовская военная операция, которая 26 марта стоила жизни десяткам людей, оказавшимся под завалами домов в Сане. Союзники Эр-Рияда присоединились к военно-воздушной операции против хуситов. Речь идет о Кувейте, Бахрейне, ОАЭ и Катаре. В дело также вступает Иордания и Египет, который уже направил четыре военных корабля для контроля над Аденским заливом. Марокко, Судан, Пакистан и Турция не намерены оставаться в стороне: Анкара «решительно осудила» взятие хуситами «временно провозглашенной столицы Аден», поддержав авиаудары международной коалиции во главе с Саудовской Аравией. Аналогичные заявления прозвучали в Лондоне и Аммане.

С учётом того, что гражданская война в Йемене затрагивает крупнейшие логистические артерии Аравийского полуострова, 150 тыс. саудовских солдат и 100 истребителей играют на руку Вашингтону, а не Эр-Рияду. Сюда можно добавить и 85 боевых самолетов, предоставленных ОАЭ, Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Иорданией, Марокко и Суданом. Неслучайно Los Angeles Times пишет накануне захвата Адена о том, что в руки хуситов попали американские разведданные по «контртеррористической операции» в Йемене, которые разрабатывались ЦРУ совместно с окружением президента А. Мансура Хади. Газета предполагает, что часть секретных материалов досталась шиитам во время захвата (в Сане) Бюро национальной безопасности Йемена. Как американская разведка могла так «проколоться»? Странная история. Возникает еще один вопрос. Зачем США оставили в Йемене оружие на $500 млн, которое завозилось в арабскую республику с 2007 г.? Ответ прояснится в ближайшее время.

Уже сейчас авиаудары наносятся по пограничным районам Йемена и Саудовской Аравии, куда стягивают свои силы хуситы и саудовская армия. Предводитель хуситов М. аль-Бухаити убежден, что атаки Саудовской Аравии приведут к масштабной войне в регионе. Агентство Reuters высказывает аналогичные предположения, полагая, что саудовские авиаудары спровоцируют крупный межрелигиозный конфликт на Ближнем Востоке. Эффект войны не заставил себя долго ждать. Оказались затронутыми и энергетические интересы Китая, который ранее импортировал из Йемена около 1,4 — 1,5 млн баррелей нефти ежемесячно. Однако в Поднебесной не считают ситуацию безнадежной: китайские компании намерены восполнить этот незначительный объем поставками из Восточной Африки. По данным Reuters, до нападений «Аль-Каиды» и племенных группировок (до 2011 г. — ред.) на нефтепровод Мариб — Рас Иса, эта артерия ежедневно доставляла 110 тыс. баррелей «черного золота» к терминалу на Красном море, затем объем поставок сократился до 70 тыс. баррелей. Теперь же в стране закрыты все крупные морские порты и об экспорте нефти приходится забыть.

Аравийский полуостров перенимает «эстафету войны» у Месопотамии. Беглый президент Йемена, с трудом проникший на территорию Омана, направился в египетский Шарм-эль-Шейх для участия в саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), которая прошла 28-29 марта 2015 года. Интриги на этом заседании не было. Генеральный секретарь ЛАГ Н. аль-Араби «полностью поддержал» операцию против хуситов. Арабские страны региона готовятся к наземной операции в Йемене, которая может поставить точку в длительном споре между США и Саудовской Аравией на глобальном рынке нефти. Пока грохочут снаряды, Америка высокими темпами избавляется от энергетического импорта: если в 2005 г. США обеспечивали 60% своих потребностей в нефти за счет иностранных поставщиков, то спустя десять лет эта цифра находится на уровне 20%. Речь идет о петле, которая с каждым днем все туже затягивается на «шее» саудовского королевства. До 26 марта ситуация в американской нефтепромышленности была сложной. New York Times писала со ссылкой на Associated Press, что низкие цены сократили интерес к новой разведке нефти и газа в Мексиканском заливе — на аренду района (из 41 млн акров) в центральной части Мексиканского залива у берегов Луизианы, Миссисипи и Алабамы подано лишь 195 заявок. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года нефтяные компании подали 380 заявок. Теперь ситуация может изменится — война всегда ломает привычный ход вещей.

Французское издание Slate.fr утверждает, что Америка активно участвует в войне, но не заявляет об этом открыто. На официальном уровне Вашингтон делится с Эр-Риядом развединформацией, чтобы «помочь саудовцам решить, где и когда наносить удар», передаёт газета. И это только верхушка айсберга. Белый дом и профильные ведомства сделали за последние недели столько разнонаправленных заявлений, что глава Центрального командования США генерал Л. Остин был вынужден заявить: «В настоящий момент мне неизвестны конкретные цели саудовской кампании. Я должен знать их, чтобы оценить шансы на успех». Slate.fr приводит также слова пресс-службы Белого дома, которая сначала сообщает о таких задачах, как «защита саудовских границ» и «противодействие формированию тыловой базы „Аль-Каиды“ на Аравийском полуострове». Затем американцы призывают «собрать за одним столом все конфликтующие группы, чтобы те провели переговоры для стабилизации ситуации в стране». А после в дело вступают сенаторы-республиканцы, которые требуют военного вмешательства, чтобы помешать Ирану закрепиться в Йемене. «Пусть они и зовутся хуситами, но это все равно Иран», — считает сенатор Р. Берр. Такое ощущение, что Вашингтон не волнуют цели и задачи войны, нужна война для войны. Причём именно у саудовских границ. Почему? Судите сами.

Война решает насущные проблемы Эр-Рияда и Вашингтона. Первый с помощью авиаударов подстёгивает цену на нефть. А второй решает важную геоэкономическую задачу — сдавливание энергетических артерий Китая, поскольку именно Саудовская Аравия выступает в качестве основного поставщика нефти в Поднебесную, перевозя только по Баб-эль-Мандебскому проливу около 4 млн баррелей в сутки. В этом контексте вовлечение Пакистана в наземную операцию в Йемене превращается в последующий инструмент дестабилизации Синьцзяна, нефтеперерабатывающие заводы которого неразрывно связаны (с севера на юг через сеть железных и автомобильных дорог) с пакистанским портом Гвадар на берегу Ормузского пролива. Саудовцы поддерживают этот план, тем более что он напрямую затрагивает безопасность ирано-китайских нефтяных поставок, которые будут увеличены при снятии с ИРИ международных санкций. Рахбар А. Хаменеи разгадал этот «аравийский ребус», заявив следующее: «Несмотря на разногласия, саудовцы в прошлом демонстрировали хладнокровие, теперь же неопытные юнцы (79-летний король Салман — ред.) пришли к власти и сменили хладнокровие на варварство. Я предупреждаю, им следует удержаться от любых преступных действий в Йемене. США потерпят неудачу и столкнутся с поражением и в этом случае».

Параллельно нарастает напряженность и на ирано-пакистанской границе. Во время перестрелки в юго-восточном городе Негур были убиты 8 иранских пограничников. Агентство IRNA сообщает со ссылкой на замгубернатора провинции Систан-Белуджистан А. Миршекари, что боевики проникли в ИРИ из Пакистана. Следуя «заветам» короля Салмана, Исламабад посещает с визитом египетская делегация во главе с министром обороны С. Субхи, который призывает пакистанцев готовить вооруженные силы для вторжения в Йемен. С учётом того, что численность населения Пакистана составляет порядка 188 млн человек, 20% из которых исповедуют шиизм, то опасения Исламабада относительно вероятных волнений при вводе войск не кажутся преувеличенными. Особенно после ряда терактов против местных шиитов, которые прошли с подачи «Талибана» для подрыва власти правительства Н. Шарифа. Китай, будучи главным экономическим донором Пакистана, никогда не одобрит подобной авантюры, которая играет на пользу США и Саудовской Аравии.

Эр-Рияд, опасаясь усиления позиций Москвы на китайском нефтяном рынке, идёт в наступление. По данным портала Neftegaz.ru, в марте 2015 г. уровень добычи нефти в Саудовской Аравии достиг около 10,3 млн баррелей в сутки. Министр нефтяной промышленности королевства А. аль-Наими отметил, что это стало рекордным показателем в истории освоения месторождений страны (прежний рекорд был достигнут в августе 2013 г. — 10,2 млн. баррелей). Оптимизм саудовцев не знает границ. Советник министра нефти И. аль-Муханна считает, что снижение цен на нефть носит временный характер, а Saudi Aramco объявила об увеличении поставок нефти в Поднебесную. Напомним, что в 2014 г. Эр-Рияд поставил Пекину 49,7 млн тонн нефти при совокупной годовой добыче королевства в 210 млн тонн. Что же касается импорта иранского «чёрного золота» в КНР, то здесь цифры более скромные: в первом полугодии 2014 г. поставки выросли на 48% — до 630 тыс. баррелей в сутки (рекорд), однако уже в сентябре Поднебесная сократила импорт почти на 30%. После переговоров в Лозанне, которые завершились заключением рамочного соглашения по ядерной программе, иранские дипломаты поспешили в Пекин, где уведомили о возможности увеличить объём добычи на 500 тыс. баррелей в сутки в течение 3-6 месяцев и еще на 200 тыс. в течение года. В январе 2016 года иранцы достигли желаемого. Саудовцы и американцы не могут с этим смириться. Единственным выходом из ситуации становится война, от длительности которой зависит вся панорама Ближнего и Среднего Востока.

Вариантов развития событий очень много, но одно кажется очевидным: Эр-Рияд продолжит «таскать каштаны из огня» для Вашингтона. У королевства нет другого выхода, шииты могут в любой момент заблокировать проливы (Ормузский и Баб-эль-Мандебский).

Ближний Восток остаётся главной конфликтной площадкой Евразии. Здесь играют мускулами великие державы и транснациональные корпорации, военизированные группировки и религиозные течения, которые завлекают своими проповедями мусульманскую молодёжь со всего мира. Гражданская война в Йемене, наряду с аналогичными гибридными конфликтами в Ливии, Сирии и Ираке, формирует новый международный контекст, на фоне которого готовится будущая политическая карта планеты. Параллели с войной на Украине бросаются в глаза. В первом случае американцы пытаются добраться до Саудовской Аравии, а во втором – до России. Суть в том, что Вашингтон планирует обогнать Москву по производству нефти до 2020 г. Единственным инструментом для этого выступает дальнейшая дестабилизация Украины с последующим переносом конфликта на территорию России. Если этого не удастся сделать военным путём, то в ход пойдёт техника государственного переворота, отработанная американцами на Севере Африки, Ближнем и Среднем Востоке, а также на постсоветском пространстве.

Йемен ничего из себя не представляет в плане нефтяных месторождений. Важна его логистическая ценность: через Баб-эль-Мандебский пролив ежегодно проходит до 20 тыс. судов, это опорный пункт, дающий контроль над частью Индийского океана. Украина также не интересна американцам с точки зрения углеводородных ресурсов, хотя некоторые западные компании были не против ранее добывать здесь сланцевый газ и нефть. Территория украинского государства – связующее звено между Россией и Евросоюзом, при ослаблении которого Москва и Брюссель становятся заложниками политических амбиций Вашингтона. Теперь все связаны со всеми, что вынуждает Россию действовать оперативно, сохранять существующий баланс сил у периметра своих границ. В этом смысле решение президента России В. Путина о снятии эмбарго на поставки систем С-300 Ирану – явное тому доказательство. Москва предупреждает Эр-Рияд о нежелательности дальнейшей эскалации конфликта, минимизирует вероятность широкомасштабной войны между коалициями суннитских и шиитских государств. В Кремле видят в этом шаге залог стабилизации сирийского, иракского и закавказского фронтов.

Россия переживёт войну в Йемене и на Украине. Выстоит ли Саудовская Аравия? Большой вопрос. Грядущее банкротство сланцевой нефтедобычи в США вынуждает администрацию Барака Обамы искать военные пути подстёгивания цен на нефть, которые проверены временем. Дальше будет ещё жарче.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть