Обращение ТБО: нужен ли региональный оператор

18 апреля 2015  17:42 Отправить по email
Печать

Возвращаясь к проблематике обращения ТБО, хотел бы напомнить, что в прошлый раз мы ограничились проблемой оптимизации системы сбора, вывоза, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (ТБО). А теперь поговорим о том, что субъектом РФ законодатель дал право наделять отдельных хозяйствующих субъектов статусом «региональный оператор по обращению ТБО», обязав прочих участников обращения ТБО заключать договоры с единым «оператором».

Спрашивается, кому это нужно? Очевидно, что это нужно, прежде всего, самим операторам, обеспечивая им доминирующее положение на рынке услуг, связанных с обращением ТБО. И позволяя использовать это положение в своих целях. Благо, с одной стороны, операторами по закону могут быть только предприниматели, а с другой стороны, закон обязывает организации, управляющие жилым фондом договора на вывоз ТБО заключать только с региональным оператором.

Заметим, что система обращения ТБО относится одновременно и к жилищному хозяйству, и к коммунальной сфере. Но если на рынке жилищных услуг монополии быть не должно, то в коммунальной сфере, наоборот, конкуренция не допустима. Понятно, что никаких ограничений желающим делать бизнес на удалении ТБО с территории муниципального образования быть не должно. Что же касается допуска к такой услуге, как приемка ТБО, то его следует давать лишь тем хозяйствующим субъектам, которые, располагая соответствующими лицензиями, имеют оборудование для переработки (утилизации) ТБО и/или полигоны для их захоронения.

ЖКХ, как известно, относится к вопросам местного значения, а это значит, что вопросы, связанные со сбором и вывозом ТБО, муниципальные образования вправе решать, не согласовывая их с региональными властями, руководствуясь Законом «Об отходах производства и потребления от 22 мая 1998 года».

Вправе ли региональные власти диктовать муниципальным образования принципы управления обращением ТБО. Очевидно, что нет, не могут. И если федеральный законодатель их к этому подталкивает, то он тем самым нарушает нормы законодательства, регулирующие принципы местного самоуправления. Сказанное в полной мере касается института региональных операторов по обращению ТБО, предусмотренного законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

Как уже отмечалось, координацию системы обращения ТБО законодатель возлагает на коммерческие структуры, по-видимому, не учитывая, что цель таких структур сводится к извлечению прибыли имущества, которое они вкладывают в те или иные предприятия. Однако обращение ТБО – это не предприятие, это инфраструктура муниципального образования. Назначением инфраструктуры служит жизнеобеспечение. А здесь главным критерием служит устойчивость.

Интересно, что тревогу по поводу института «региональный оператор» забили не власти, этой проблемой обеспокоился бизнес, а не региональные власти, например, Татарстана, которых спецкор ИА REX еще попросит высказать свою точку зрения. А пока выскажу свое экспертное мнение.

Главный аргумент против введения института региональных операторов заключается в том, что муниципальные системы обращения ТБО технологически никак друг с другом не связаны. Все муниципальные образования располагают своими системами обращения ТБО. А они нуждаются не столько в технико-технологической, сколько в финансовой оптимизации. Это значит, что муниципальным образованиям не нужен оператор-диспетчер. Им нужен единый информационно-расчетный центр (ЕРЦ). Получая платежи населения по строке счет-фактуры «вывоз ТБО», ЕРЦ может оплачивать услуги всех хозяйствующих субъектов, участвующих в системе обращения ТБО, включая специализирующихся в приемке ТБО, вывозимых из муниципального образования.

Несколько слов о Единой государственной автоматизированной информационной системы учета утилизации (использования) отходов (ЕГАИС). Такой системы пока нет. И едва ли кому-то она может потребоваться, кроме Федеральной службы государственной статистики. Она пусть и добивается создания такой системы. Приняв во внимание мнение Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, отметившей недостаточность проработки идеи ЕГАИС, неясность предъявляемых к ней требований, а также невнятность обязанностей субъектов предпринимательской деятельности в связи с функционированием этой ЕГАИС.

По результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» Союз потребителей РФ пришел к заключению, что этот Закон может повлечь за собой существенное увеличение расходов населения за жилищно-коммунальные услуги, предусматривая платеж «за обращение ТБО». Тогда как жители большинства российских регионов уже платят по строке счет-фактуры «вывоз ТБО». Есть опасение, что плата «за обращение ТБО» станет дублировать утилизационный сбор с производителей, посредством которого потребитель, приобретая товар, возмещает расходы на его утилизацию.

Итак, нужен ли региональный оператор по обращению ТБО? Как я думаю, он не нужен. И, прежде всего, потому что сбор, вывоз и утилизация ТБО – это вопрос местного значения. В отличие от обобщения отечественного и мирового опыта переработки отходов, которые становятся глобальной проблемой. Очевидно, что таким обобщением должно заниматься российское правительство.

Что же касается муниципальных систем обращения ТБО, то федеральный эксперимент по их оптимизации можно было бы провести в отдельно взятом муниципальном образовании, например, в Казани. Надеюсь, что, реагируя на просьбу ИА REX, Общественная Палата РФ даст свою оценку этой идее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Efim
Карма: 86
20.04.2015 11:59, #28503
Проблема обсуждается также и в социальной сети. http://maxpark.com/community/1574/content/3420222
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть