Медведев вновь пытается заявить о себе как о либеральном лидере

22 декабря 2011 года Дмитрий Медведев огласил четвертое Послание Федеральному Собранию, которое ряд политологов уже окрестили революцией, демократическим прорывом. Союн Садыков поостерёгся давать столь высокие оценки Посланию президента.
26 декабря 2011  21:05 Отправить по email
Печать

22 декабря 2011 года Дмитрий Медведев огласил четвертое Послание Федеральному Собранию, которое ряд политологов уже окрестили революцией, демократическим прорывом. Я бы поостерёгся давать столь высокие оценки Посланию президента и попытаюсь объяснить почему.

Если бы этот текст прозвучал до выборов и до рокировки в высших эшелонах власти, то цены ему не было бы. Многие граждане его восприняли бы совершенно иначе. Сейчас же заявления президента выглядят попыткой реабилитироваться и вновь заявить о себе как о либеральном лидере. Поэтому не случайно вдогонку раздались объяснения высокопоставленных чиновников о том, что не следует рассматривать Послание как реакцию на Болотную площадь, и что политические реформы могут начаться уже в следующем году.

Что лично меня не удовлетворило в Послании? Первое – это, конечно то, что президент не дал серьёзной оценки прошедшим выборам, не высказался по поводу причин послевыборной «активности» граждан, хотя, на мой взгляд, это как раз и есть результат «проведённой модернизации политической системы», которая, по мнению Медведева, «сделала её эффективнее». Поэтому недостаточно убедительно лично для меня звучат и предложения Медведева о проведении комплексной реформы политической системы. Конечно, важно упрощать процедуру регистрации политических партий и увеличивать представительство партий в избирательных комиссиях. Но что мешало сделать это раньше и не доводить до «уличной демократии»? Тем более, что законопроект об упрощении процедуры регистрации политических партий был направлен в Государственную думу на следующий день после Послания президента. Не за ночь же президент его написал?!

Ещё больше вопросов вызывает предложение президента о возвращении прямых выборов губернаторов. Во-первых, на мой взгляд, это не самый важный для граждан России вопрос. Во-вторых, все хорошо помнят, что ещё совсем недавно Медведев считал, что речь о возвращении губернаторских выборов можно вести только через 10-15 лет. Что, как не попытка реабилитироваться в глазах граждан, заставило президента коренным образом изменить точку зрения?

Говоря о политической реформе, нельзя не остановиться на изменении принципов формирования Госдумы. В Послании говорится о « целесообразности для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями». Однако боюсь, что это всего лишь даст новые возможности получить дополнительные голоса единороссам, то есть это не более чем игра в конкуренцию.

Также хотелось бы особенно подчеркнуть, что президент, говоря о политической реформе, не назвал ни одного существенного инструмента, который позволил бы гражданам России всерьёз влиять на принятие и реализацию решений и контролировать власть. Самое главное, что должна понять власть – граждане страны больше не позволят собой манипулировать. Власть должна вести с населением конструктивный диалог, должна не только слушать, но и слышать своих граждан. И в этой части инициативы президента кажутся мне достаточно разумными. Речь идёт о необходимости, с одной стороны, создать открытое правительство, объединяющее для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов, всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. Открытое правительство – это эффективный способ обратной связи, позволяющий оценить действенность государственной политики, принципиально иначе построить работу органов власти, сделать её современной, опирающейся на инициативу с мест. Если чиновники не «заболтают» эту инициативу, её, наверное, действительно можно будет в дальнейшем рассматривать как серьёзный прорыв в развитии гражданского общества. В совокупности с перераспределением налогов между федеральным и местными бюджетами и укреплением материальной базы муниципалитетов, местного самоуправления как самого близкого к людям института власти, можно будет добиться существенных результатов, ну, а насколько это получится на самом деле, покажет время.

И ещё одно заявление президента заслуживает особого внимания. Это его предложение о создании в ближайшее время общественного телевидения на базе одного из существующих федеральных каналов. Но поскольку президент в Послании не пояснил, на каких условиях общественное телевидение предполагается создать, считаю, что обсуждение этого вопроса пока преждевременно.

президент Центра моделирования стратегического развития Союн Садыков

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть