Новый образовательный стандарт грозит утратой интеллектулаьного потенциала нации: профессор МГУ

2 февраля 2011  13:32 Отправить по email
Печать

Новый Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС) для старших классов средней школы, который в данный момент готовится к принятию, вызывает много вопросов со стороны российских педагогов. Так, учителя опасаются, что стандарт, который существенно изменяет структуру учебного плана, может повлечь за собой возникновение платного обучения по отдельным предметам, а также сделает невозможным получение полноценного разностороннего фундаментального образования. Чиновники опровергают подобные выводы, указывая, что документ не правильно истолкован специалистами, но российские педагоги и правозащитники просят общественность обратить самое пристальное внимание на готовящейся ФГОС. От их имени в интернете опубликовано открытое письмо, в котором обозначены неутешительные итоги для отечественного образования, неизбежно последующие за принятием стандарта в его нынешнем виде. О том, чем России грозит принятие ФГОС ИА REX рассказал один из подписавших документ экспертов, профессор, заведующий кафедрой литературно-художественной журналистики МГУ Николай Богомолов.

Как и очень многие (я бы сказал — большинство) сознательных работников образования, я настроен решительно против непродуманных нововведений в этой сфере. Мне они больше всего напоминают большевистские опыты с перестройкой всей образовательной системы, закончившиеся в сороковые годы, когда было решено вернуться к прежней, предреволюционной системе (с некоторыми изменениями, конечно). Даже удивительно: такой не великого ума человек, как Сталин, со своими присными понял, что для создания прочного государства, способного не рухнуть под внешним натиском, необходима наука, а для нее — подлинное образование.
Основа такого образования — его систематичность и разнообразие. В возрасте от шести-семи и до семнадцати-восемнадцати лет человек должен иметь возможность познакомиться с системой наук, а в ряде из них (при желании) усовершенствоваться, но при сохранении общей базы. Совершенствование может быть только сверх программы.
Что отталкивает в проекте нового стандарта? Прежде всего — что обязательными становятся всего 4 предмета, и предметы, прямо скажем, не самые главные: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности и никому не ведомая дисциплина «Россия в мире». К этому добавляется также никому не ведомый «Индивидуальный проект». Спросим себя честно: многие ли школьники готовы разработать какой-то самостоятельный проект, и многие ли учителя готовы им в этом помочь? Да, наверное, есть исключения, но рассчитывать на то, что такое явление станет массовым явно не приходится. Я большой поклонник физкультуры, сам ею охотно занимался, но считать ее ведущим предметом не согласен. То же относится и к ОБЖ.
Теперь перейдем к «предметным областям». Их всего шесть; из каждой должно быть непременно что-то выбрано, а всего предметов должно быть не более семи. Что это означает на практике? Школьник сам выбирает себе семь предметов, причем всего два из них могут находиться в одной «области». В реальности это означает вот что: человек, склонный к естественным наукам выберет себе, скажем, физику и химию (но на биологию уже распространится запрет), а из остальных — иностранный язык, родной язык, географию, информатику и что-нибудь по выбору. Стало быть, он окончит школу, не изучая в старших классах русский язык, русскую литературу, историю, математику. А гуманитарий, для которого родным языком является, скажем, даргинский, может окончить школу без русского языка и литературы (поскольку будет изучать родной язык и литературу), истории, географии, экономики, права, математики, физики, химии, биологии. Вдумайтесь, пожалуйста, в это. В России ученику старших классов можно будет не знать русского языка, математики, истории, физики, биологии, географии!
Я уж не говорю о наборе предметов. Сейчас они выстроены по такому принципу: есть общий курс, который должен интегрировать все предметы области (то есть, скажем, естествознание — это и физика, и химия, и биология, и экология; а русская словесность — язык и литература вместе), потом — каждый традиционный предмет отдельно. Но это означает, что выбравшему предмет «интегрированный» школьнику фактически ни к чему брать ни один предмет специализированный (профильный, как его называют авторы проекта) — у него создается ложное впечатление, что он его уже знает и так.
Многое можно было бы сказать и еще, но мне представляется очевидным: проект должен быть отвергнут, принципы образовательного стандарта (без демагогической болтовни, которой данный проект наполнен) должны быть обсуждены при участии педагогов как средней, так и высшей школы, окончательный вариант может быть подписан министром только после его утверждения независимой (то есть без участия представителей АПН и министерства) комиссией, состоящей из специалистов высшего уровня. Иначе мы рискуем утратой не денег и не имущества, которые в конце концов восполнимы, а утратой интеллектуального потенциала нации.

Профессор, зав. кафедрой литературно-
художественной критики факультета журналистики МГУ
Н.А. Богомолов

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть